E-mail:tefko@mail.ru

ICQ: 299717424
Станция техобслуживания "ТЭФКО-СЕРВИС"

170004, Россия, г. Тверь, ул. 1я за линией Октябрьской ж/д, д.1Б, тел. (4822) 422-244, (4822) 575-040, +7 9105304400.
Сертификат соответствия РОСС RU.0010.04УТ00
 

Получить ответы на возникшие вопросы и прочую информацию можно на нашем форуме

Многие владельцы Газелей, Соболей с двигателями ЗМЗ 406, перешедшие на газовое топливо, сталкивались с хлопками в впускном и выпускном коллекторе двигателя. Попробуем разобраться: почему на бензине нет хлопков, а на газе есть.

   

- ГЛАВНАЯ

- Компьютерная диагностика
- ГБО (Газобаллонное оборудование)

               Достоинства и недостатки автомобилей с ГБО
               Инструкция по эксплуатации ГБО
               Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан)
               Примеры установки ГБО на автомобили
               Хлопки во впуске (на примере 406 двигателя)
             

- Кондиционеры- диагностика, заправка и ремонт
- Кузовной ремонт и покраска
- Предпусковые подогреватели и автономные отопители
- Ремонт двигателя и ходовой
- Ремонт автоматической трансмиссии (АКПП)
- Сдвижная автоматическая дверь на микроавтобусы
-
- ФОРУМ

- Полезные статьи
- Расценки на услуги - текущие цены уточняйте по контактным телефонам
- Адрес подробно

 
 
 

Что происходит в цилиндре?

Начать придется с анализа процесса сгорания в цилиндрах двигателя. Интересующий нас процесс начинается в самом конце такта сжатия, когда поршень, сжимая топливовоздушную смесь, приближается к верхней мертвой точке (ВМТ). Искровой разряд на свече зажигания вызывает мгновенный разогрев смеси до температуры более 10000oС в очень малом объеме между электродами свечи. Фактически за очень короткий промежуток времени, примерно равный длительности разряда (около 10-5с или одной сотой доли микросекунды), в этом объеме происходят нагрев, термическое разложение, ионизация молекул топлива и кислорода и воспламенение смеси. Возникает очаг горения, насыщенный продуктами сгорания, и поверхность раздела между ним и несгоревшей смесью (фронт пламени).

Вначале скорость распространения пламени невелика - менее 1 м/с. Но длится этот период недолго. В процесс вмешиваются турбулентные пульсации, другими словами, вихри, возникающие в цилиндре и камере сгорания при наполнении и сжатии смеси.

Вихри искривляют и разрушают четкие границы фронта пламени: объемы горящих компонентов внедряются в негорящую смесь. Площадь поверхности фронта резко возрастает, а вместе с ней повышается и скорость распространения фронта - до 50-80 м/с.

Ускоряющееся движение фронта вызывает все более быстрое воспламенение и сгорание новых порций смеси. В результате температура и давление в камере сгорания резко увеличиваются. Но как только пламя достигнет стенок камеры сгорания (этот момент примерно совпадает с максимумом давления в 3-6 МПа), количество смеси, вступающей в реакцию, станет уменьшаться - слишком мало ее осталось, да и отвод тепла от газов к более холодным стенкам камеры сгорания играет здесь не последнюю роль. Догорание последних порций смеси идет медленно, при этом температура продуктов сгорания, достигнув максимума (более 20000С) несколько позже, чем давление, начинает падать вместе с началом движения поршня вниз. Все, процесс горения, занявший 30-40 градусов поворота коленчатого вала (ПКВ), закончился. Начинается процесс расширения или, как принято говорить, такт рабочего хода.

Почему нарушается горение?

Как мы уже отметили, на упрощенно описанный процесс влияет немало факторов. Очень важен состав топливовоздушной смеси, точнее говоря, коэффициент избытка воздуха. Если топлива слишком много («богатая» смесь) или, напротив, мало («бедная» смесь), то «лишние» вещества, не участвующие в реакциях, забирают на себя теплоту и тем самым охлаждают смесь и продукты сгорания.

Среди прочих факторов отметим такие, как давление и температура смеси в начале сжатия, степень сжатия, режим работы двигателя (частота вращения и нагрузка), угол опережения зажигания, мощность искры, конструкция камеры сгорания и ее размеры, количество нагара на стенках и, конечно, октановое число топлива.

Большое число нарушений в работе двигателя, связанных с процессом горения, возникает из-за переобеднения топливовоздушной смеси, когда возникают пропуски воспламенения, вспышки во впускной и выпускной системах.

Двигатель при этом, естественно, не развивает мощности. Правда, пропуски воспламенения возможны и из-за неисправности системы зажигания. Например, когда слишком мала мощность искры или искрообразование носит нерегулярный характер.

Вспышки во впускной системе обычно появляются именно тогда, когда топливовоздушная смесь горит слишком медленно. При этом смесь способна продолжать гореть даже на такте выпуска. А поскольку в любом двигателе существует перекрытие клапанов (период, когда в начале впуска открыты оба клапана), продукты сгорания получают возможность поджечь свежую смесь, начавшую поступать в цилиндр. Тогда быстрое распространение пламени из цилиндра во впускные каналы создает характерный «хлопок» - своеобразный взрыв на впуске.

Кстати, при слишком «позднем» зажигании, нередко являющемся причиной подобных «хлопков», мощность двигателя заметно падает. Почему это происходит, видно по индикаторной диаграмме: при позднем зажигании пик давления в цилиндре резко уменьшается и сдвигается в сторону фазы выпуска.

Еще более сильный взрыв возможен на выпуске - в глушителе. При пропусках воспламенения в отдельных цилиндрах там может скапливаться горючая смесь, которая способна воспламеняться с характерным «выстрелом», к примеру, при резком открытии дроссельной заслонки.

Что происходит на газу?

Газ горит медленнее бензина. При работе на бутан-пропане угол опережения зажигания необходимо смещать в среднем примерно на 6 градусов, а на метане - на 10 градусов раньше, чем на бензине. Вдобавок эжекторное газовое оборудование не обеспечивает оптимальный состав смеси при резком дросселировании и на режиме полной мощности двигателя. Смесь как правило оказывается переобедненной. Из-за перечисленных факторов угол опережения зажигания, оптимальный для бензина оказывается для газа слишком «поздним» со всеми описанными выше сопутствующими явлениями.

Описанные отклонения от нормального протекания процесса горения для механической части двигателя никакой опасности не представляют. Однако хлопки во впускной системе способны вывести из строя расположенные там датчики, разорвать воздушный фильтр, а то и вызвать пожар под капотом.

Что делать?

Конечно надо установить углы опережения зажигания, оптимальные для используемого Вами газа. Проще всего установить в разъем диагностики автомобиля специальный октан-корректор. Октан-корректор «общается» с штатным блоком управления автомобиля и в зависимость от используемого топлива выдает различные настройки системы зажигания. Прибор имеет переключатель типа используемого газа и при работе на газу отключает систему обнаружения детонации блока управления, которая зачастую принимает за детонацию шум автомобиля. А ведь на газу с его большим октановым числом на степени сжатия двигателя ЗМЗ 406 детонации быть не может заведомо. Схема подключения октан-корректора показана ниже. Дополнительно октан-корректор в режиме «Газ» отключает бензиновые форсунки, если они есть в системе.

 
Рейтинг@Mail.ru